Однажды человек пришёл к Будде и
плюнул ему в лицо. Будда вытер лицо и спросил:
— Это всё, или ты хочешь чего-нибудь ещё?
Ананда всё видел и, естественно, пришёл в ярость. Он вскочил и, кипя злостью,
воскликнул:
— Учитель, только позволь мне, и я покажу ему! Его нужно наказать!
— Ананда, ты стал саньясином, но постоянно забываешь об этом, — ответил Будда.
— Этот бедняга и так слишком много страдал. Ты только посмотри на его лицо, на
его глаза, налитые кровью! Наверняка он не спал всю ночь и терзался, прежде чем
решиться на такой поступок. Плевок в меня — это исход этого безумия. Это может
стать освобождением! Будь сострадательным к нему. Ты можешь убить его и стать
таким же безумным, как и он!
Человек слышал весь диалог. Он был смущён и озадачен. Реакция Будды была полной
неожиданностью для него. Он хотел унизить, оскорбить Будду, но, потерпев
неудачу, почувствовал себя униженным. Это было так неожиданно — любовь и
сострадание, проявленные Буддой! Будда сказал ему:
— Пойди домой и отдохни. Ты плохо выглядишь. Ты уже достаточно наказал себя.
Забудь об этом происшествии; оно не причинило мне вреда. Это тело состоит из
пыли. Рано или поздно оно превратится в пыль, и по нему будут ходить люди. Они
будут плевать на него; с ним произойдёт множество превращений.
Человек заплакал, устало поднялся и ушёл.
Вечером он пришёл обратно, припал к ногам Будды и сказал:
— Прости меня!
Будда произнёс:
— Нет вопроса о том, чтобы я прощал тебя, потому что я не был рассержен. Я тебя
не осудил. Но я счастлив, безмерно счастлив видеть, что ты пришёл в себя и что
прекратился тот ад, в котором ты пребывал. Иди с миром и никогда больше не
погружайся в такое состояние!
Несмотря на то, что есть ламы, учителя, кенпо, тулку и другие, обладающие
такими качествами и такой чистотой, нам очень трудно это увидеть и в этом
удостовериться. Зато мы склонны замечать недостатки. Поскольку в нас самих есть
недостатки, мы норовим видеть недостатки в других. Поэтому, доведись нам даже
встретить чистого человека, нам было бы очень трудно признать такого человека
чистым. Например, явись сейчас пред нами Будда Шакьямуни, мы, скорее всего,
сумели бы и в нем найти изъяны. Или, войди сейчас в дверь Падмасамбхава, мы,
понаблюдав, как он себя ведет, могли бы решить: «Ну и плейбой!» А про Будду
Шакьямуни сказали бы: «Это скинхед!» У нас есть такие готовые умопостроения.
Это проекции наших собственных недостатков. Если мы можем видеть изъяны в
совершенно чистых существах, то, само собой, буквально зацикливаемся на
недостатках других людей, у которых действительно могут быть кое-какие
слабости. Слухи плодятся и множатся. Например, некоторое время назад ходила
история, будто у Его Святейшества Далай-ламы есть подруга, западная женщина,
что, конечно же, является абсолютным вымыслом. Похоже, Далай-лама никогда даже
не видел ту женщину. Тем не менее, такие слухи ходили: не то их распускали
коммунисты, не то виной было соперничество между школами. Поливать грязью свойственно
и коммунистам и политикам. Но суть в том, что каждый из нас должен
освобождаться от собственных недостатков. Далай-лама и любой другой
здравомыслящий человек смотрят на людей, распускающих такие слухи, с
состраданием. Недостатки других людей — не наше дело, и нам не нужно о них
заботиться. Самое важное для нас — сосредоточиться на развитии, на духовных
практиках, которые действительно помогают освободить себя и других. Нужно
избавиться от легкомысленного отношения, подразумевающего, что наше время
неограниченно, что механично совершая какие-то практики, мы достигнем
освобождения, счастья, сознательности. Сейчас у нас есть жизнь, которая может
служить причиной радости и в этой жизни, и в будущих. И всё же иногда некоторые
не ставят эту возможность так же высоко, как пересуды и сплетни. Более того,
иногда мы даже помогаем друг другу тратить время впустую: усиливая негатив,
заражая сомнениями, апатией. И тогда попасть в духовную Школу — всё равно, что
подойти к двери, не имея ключа, и недоумевать: «Как же мне войти?»
Благодаря самоотверженности, оптимизму, открытости ученика дверь открывается
сама собой!
Комментариев нет:
Отправить комментарий